17 отечественных фильмов, которые номинировались на премию «оскар»

Содержание:

«Охотник на оленей» (1978)

https://youtube.com/watch?v=PgRUgWubgzw

Режиссер «Охотника на оленей» Майкл Чимино — автор одной из самых головокружительных и быстротечных карьер в Голливуда. Собрав миллионы долларов в прокате и все главные кинематографические премии с «Охотником на оленей», он, как и любой из ярких режиссеров Нового Голливуда, чуточку поехал головой. Его следующий фильм, исполинских размеров философский вестерн «Врата рая», с треском провалился, а сам Чимино после этого так и не снял больше ни одной заметной картины. Но несмотря на это, «Охотник на оленей» — безоговорочный шедевр, человеческая драма о вьетнамской войне. Чимино в этой картине ставит, в общем, неутешительный диагноз — единожды побывав на полях сражений, человек меняется навсегда. Это очень тонкая, неспешная лента — один из главных фильмов самого крутого десятилетия в истории Голливуда. Не пропустите.

2014: то самое селфи Эллен Дедженерес

Телеведущая Эллен Дедженерес нередко любила «похозяйничать» на «Оскаре» — иногда она сама пылесосила красную дорожку, а в 2014 году решила собрать главных героев церемонии в одном кадре и сделать селфи. На снимке среди прочих оказались Анджелина Джоли, Брэд Питт, Люпита Нионго, Джулия Робертс, Джаред Лето, Мерил Стрип, Брэдли Купер и Дженнифер Лоуренс. В течение часа фото набрало наибольшее количество ретвитов в истории Twitter на тот момент. Его посмотрели 37 миллионов человек, и это даже привело к сбою сайта. «Эта фотография объясняет, почему я никогда не играл в баскетбол», — сказала потом Лайза Миннелли, которая не смогла попасть в кадр из-за небольшого роста.

Ellen DeGeneres/Twitter/Getty Images

2013: эффектное падение Дженнифер Лоуренс по пути к сцене

Поднимаясь за своей наградой — статуэткой за лучшую женскую роль в фильме «Мой парень — псих», Дженнифер Лоуренс споткнулась и упала прямо на лестнице, запутавшись в подоле своего платья. Тогда актриса совладала с собой, но после церемонии долго плакала

Однако на следующий год Лоуренс использовала прием с падением как эффектный пиар-ход на красной дорожке, ведь это неизбежно привлекает внимание. А к 2018 году актриса научилась весьма ловко балансировать на шпильках и управляться с подолом платья и  перешагивать в таком наряде через ряды кресел

Kevin Winter/Getty Images

Дженнифер Лоуренс

«Крестный отец» (1972)

Если и есть фильм, который должен появляться в более-менее всех подобных десятках, так это «Крестный отец». Многослойная гангстерская сага сделала для кино не меньше, чем «Касабланка» или «Унесенные ветром», прославила и принесла миллионы долларов Френсису Форду Копполе и считается одним из величайших фильмов всех времен. Никто в начале 70-ых и подумать не мог, что роман Марио Пьюзо в мягкой обложке молодому режиссеру Копполе удастся превратить в грандиозное полотно о семье, мести и американской мечте. «Крестный отец» уже давно считается памятником кинематографа — одним из тех фильмов, которые вы обязаны посмотреть в своей жизни, хочется вам этого или нет.

1940: Хэтти Макдэниел — первый темнокожий лауреат «Оскара»

В сороковых годах в США еще была широко распространена практика сегрегации, то есть расизм был закреплен на государственном уровне. Но вышедший в 1939 году фильм «Унесенные ветром» нельзя было оставить без внимания, и одна из 13 номинаций на «Оскар», которых он удостоился, была за лучшую женскую роль второго плана. Именно в этой категории статуэтку получила Хэтти Макдэниел, сыгравшая в картине Мамушку. И номинация, и победа темнокожей актрисы стали поразительным эпизодом для того времени (хотя Макдэниел все равно пришлось сесть отдельно за маленький дальний столик после того, как она получила свою награду).

John Kisch/Getty Images

Хэтти Макдэниел

«Последний киносеанс»

The Last Picture Show, 1971

Один из главных фильмов Нового Голивуда — чуть старомодную черно-белую элегию об уходящей эпохе — номинировали в шести категориях, включая «Лучший фильм», «Лучшего режиссера», «Лучшую операторскую работу» и «Лучший сценарий». Из одного этого можно сделать вывод, насколько это достойное кино, с какой стороны ни взгляни. Впрочем, в том году у него был слишком сильный и более зрительский конкурент — «Французский связной» Уильяма Фридкина с Джином Хэкменом, представленный в еще большем числе номинаций. Команда «Связного» унесла домой пять статуэток, став абсолютным триумфатором премии, зато «Последний киносеанс» подарил два первых и последних «Оскара» исполнителям ролей второго плана, которых рука не поднимается назвать второстепенными героями фильма: Бену Джонсону и Клорис Личмен.

режиссер: Питер Богданович

в ролях: Тимоти Боттомс, Джефф Бриджес, Сибилл Шеперд, Бен Джонсон, Клорис Личмен, Эллен Бёрстин, Айлин Бреннан, Клу Гулагер, Сэм Боттомс, Рэнди Куэйд

«Старикам здесь не место» (2008)

Острая, как бритва, коэновская экранизация романа крупного американского писателя Кормака МакКарти — последний великий, по моему мнению, фильм, взявший главного «Оскара». Коэны, как всегда, предельно лаконичны и точны в формулировках, отчего каждая сцена в «Стариках» пробивает зрителя навылет. Фильм рассказывает историю неудачливого (как мы понимает не сразу) ветерана Вьетнамской войны Льюэллина Мосса, который случайно находит в пустыне чемодан с деньгами. Этот случай запускает невероятный маховик страстей и событий, в котором участвуют грустный, но мудрый шериф, несколько глуповатых головорезов и суперубийца Антон Чигур в исполнении Хавьера Бардема. Фильм Коэнов — это и триллер, и гангстерская комедия, и человеческая драма, и, конечно, притча. Но главное: это невероятно крутое кино.

Прогнозы на «Оскар» читайте на сайте завтра.

1943: самая длинная речь Грир Гарсон

Сейчас речи лауреатов принято ограничивать 45 секундами, и все благодаря актрисе Грир Гарсон. Получая свой «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Миссис Минивер», она сказала: «Спасибо. Это действительно все, что можно сказать, но, поскольку это, в конце концов, возможность всей жизни, я надеюсь, вы не будете возражать, если я попытаюсь расширить это слово хоть немного» — и затем говорила еще в течение пяти минут. Поскольку это был самый конец долгой и утомительной церемонии, а время близилось к часу ночи, то впоследствии организаторы решили избавить публику от таких длинных речей.

Социальная сеть

Режиссер: Дэвид Финчер

Сценарист: Аарон Соркин

В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Руни Мара и Рашида Джонс

Оскар: адаптированный сценарий, оригинальная партитура, монтаж фильма

Социальная сеть – это шедевр. Это также один из самых популярных фильмов, когда-либо созданных. Редко когда пара режиссера и сценариста была так хорошо подобрана, когдаДэвид ФинчериАарон Соркинусиливали лучшие инстинкты друг друга и подавляли худшие. Эта крутая, острая драма – гораздо больше, чем фильм о «Фейсбуке», поскольку в ней используется драматическая «история происхождения» Фейсбука Марка Цукерберга, чтобы рассказать гораздо более обширную историю о том, что происходит, когда люди, управляющие крупнейшими мировыми компаниями, едва не выходят из строя. колледж. В взлете и падении Цукерберга есть почти мифическое качество – «а стоило ли оно того в конце концов?» философские вопросы. Но этот фильм также очень сильно шлепает / правит / убивает. Оскароносный счетТрент Резнор и Аттикус Росс – всегда готовы, спектакли феноменальны, сценарий идеален, а режиссура абсолютно мастерская. Фильм потерял лучшего фильма и режиссера из-за  речи короля, что вопиюще, но от этого не делает фильм менее невероятным. – Адам Читвуд

«В порту» (1954)

https://youtube.com/watch?v=xSImMMMf5nA

Черно-белая драма Элиа Казана не сразу стала классикой американского кино. В середине 50-ых, в эпоху маккартизма, белых заборчиков и аккуратно подстриженных лужаек, многим зрителям показалось, что «В порту» — антиамериканская картина. Время расставило все на свои места: сейчас фильм с блистательным Марлоном Брандо неизменно входит в списки лучших и любимых лент в истории, в том числе и в мой. Казан с этой картиной чуточку опередил время. Ранний итальянский неореализм, с которым «В порту» роднит бесчувственная черно-пелая палитра, в США еще был не так популярен, а «новая волна» французского кино еще не наступила. Но так вышло, что картина Казана по какому-то удивительному стечению обстоятельств сочетает в себе лучшее от двух этих кинематографических течений и нанизывает все это на традиционный американский социальный колорит. Спустя полвека понимаешь, как же ошибались зрители того времени: «В порту» — манифест за Америку, а не против нее.

«Криминальное чтиво»

Pulp Fiction, 1994

Ни для кого не было секретом — на 67-м «Оскаре» у «Форреста Гампа» почти не было конкурентов. При всех заслугах других кинолент в номинации «Лучший фильм» (вроде «Побега из Шоушенка») единственный фильм, который по-настоящему мог бы потягаться с идеальной оскаровской драмой, — это «Криминальное чтиво». Самый популярный и любимый публикой фильм Тарантино числился в 1995-м в семи номинациях, однако, выиграл только в категории «Лучший оригинальный сценарий». Безусловно, это заслуженный «Оскар» — но к нему вполне могло бы прилагаться еще несколько. Увы, когда тебе нужно соревноваться с лентой про добрейшего человека на земле, проходящего испытания, никакие мозги на стекле или адреналиновая инъекция в сердце не помогут.

режиссер: Квентин Тарантино

в ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман, Винг Реймз, Тим Рот, Харви Кейтель, Квентин Тарантино, Питер Грин, Аманда Пламмер

Чайковский (номинация в 1972 году)

Говорить о жизни великого человека непросто

Но подобные темы всегда находят внимание со стороны писателей и режиссеров. Вот только полностью раскрыть многогранную личность не так и просто

Режиссер Игорь Таланкин справился с задачей рассказать о жизни знаменитого композитора с учетом известной на тот момент информации. Фильм-биография получился двухсерийным, а в основу сценария легла переписка Чайковского с Надеждой Фон Мекк.

Лента была номинирована и на «Золотой глобус», и на «Оскар» сразу в двух номинациях: лучшая адаптация музыкальной темы и лучший фильм на иностранном языке. Главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский. Его гениальное перевоплощение заслужило приз на фестивале в Сан-Себастьяне, а зрители СССР назвали актера лучшим в 1970 году.

1973: Марлон Брандо отказался от статуэтки

Марлон Брандо стал первым, кто использовал церемонию «Оскар» как активистскую платформу. Он должен был быть награжден за лучшую мужскую роль — дона Вито Корлеоне в «Крестном отце», но не пришел на церемонию, отправив вместо себя активистку из числа коренных американцев Сачин Литтлфезер, которая выступила от его имени. Литтлфезер, одетая в традиционную одежду апачей, сказала со сцены: «Он, к большому сожалению, не может принять эту очень щедрую награду. И причиной этого является то, как сегодня киноиндустрия обращается с американскими индейцами». Позже Брандо говорил, что ничуть не сожалеет о решении отказаться от статуэтки: «Я чувствовал, что это прекрасная возможность для коренных американцев высказать свое мнение 85 миллионам человек».

Спасти рядового Райана

Режиссер: Стивен Спилберг

Сценарист: Роберт Родат

В ролях: Том Хэнкс, Эдвард Бернс, Мэтт Дэймон, Том Сайзмор, Барри Пеппер, Джованни Рибизи, Адам Голдберг и Джереми Дэвис

Оскар выиграл: режиссер, операторская работа, звук, монтаж фильмов, монтаж звуковых эффектов

В Списке Шиндлера  1993 года Стивен Спилберг – «народный режиссер» – раз и навсегда доказал, что он вполне способен создать очень серьезную драму. Хотя это принесло ему его первый «Оскар» за лучшую режиссуру, этот опыт очень утомил Спилберга, и после переезда в «Парк юрского периода» он взял трехлетний перерыв, прежде чем вернуться в «Затерянный мир: Парк юрского периода». После критического разочарования этого сиквела казалось, что Спилбергу есть что доказывать, и хотя его первый удар в пост-драматической истории Шиндлер был неоднозначным, как и Амистад., всего через несколько месяцев после завершения этой драмы о рабстве он перешел к тому, что станет одним из его главных достижений: спасением рядового Райана.

Спасти рядового Райана – один из окончательных фильмов о Второй мировой войне, поскольку он раскрывает Спилберга, которого мы никогда раньше не видели, в его мучительном открытии. Фильм продолжает развиваться еще долго после того, как вторжение в Нормандию закончилось, и, поддержанный безупречным ансамблем, дань уважения Спилберга тем, кто служил нашей стране во Второй мировой войне, одновременно интересна и показательна – это были школьные учителя, почтовые работники и парикмахеры. И хотя фильм принес Спилбергу его второй приз за лучшую режиссуру, он был незабываемо расстроен влюбленным Шекспиром из- за большого приза. Тем не менее, он по-прежнему остается одним из лучших фильмов выдающейся карьеры Спилберга.

Лунный свет

Режиссер: Барри Дженкинс

Сценаристы: Барри Дженкинс и Тарелл Элвин МакКрэйни

В ролях: Треванте Родс, Эштон Сандерс, Джаррел Джером, Наоми Харрис, Махершала Али, Джанель Моне и Андре Холланд

Оскар выиграл: картина, адаптированный сценарий, актер второго плана (Али)

Лауреат премии «Оскар» за лучший рисунок 2017 года «Лунный свет» – потрясающее кинематографическое достижение, в котором рассказывается как о взрослении, так и о детстве. По своей структуре триптих, фильм состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным этапам жизни молодого чернокожего мужчины по имени Хирон. Мы видим, как события его жизни превратили его в мужчину, которым он стал, от его матери-наркомана до его доброжелательного, но криминального отца, до его первых опытов, когда он смирился со своей сексуальностью. Барри Дженкинс«Режиссура мастерская, а спектакли изумительны, поскольку вы чувствуете, что все три разных актера, играющих Хирона, живут в одном и том же персонаже – нелегкий подвиг. Это феноменальное достижение от начала до конца и невероятно трогательная история, которая в конечном итоге универсальна по своей природе: как жизненный опыт превращает нас в взрослых, которыми мы становимся? Помимо лучшего фильма, фильм также получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана за Махершалу Али.

«Ханна и ее сестры»

Hannah and Her Sisters, 1986

Один из лучших фильмов Аллена проиграл на 59-м «Оскаре» милитаристскому «Взводу» Оливера Стоуна. Заключающий фильм трилогии о войне во Вьетнаме члены академии не могли обойти стороной, однако алленовская картина заслуживала не меньшего внимания, хотя и не воспитывала патриотических чувств. Зрители единодушно проголосовали за него кошельком — до сих пор «Ханна» остается самым кассовым фильмом режиссера, оставляя позади даже оскаровского победителя «Энни Холл». Кино времен благополучия в семье Фэрроу-Аллен рассказывает несколько мозаичных арок об отношениях, развивающихся по типичной алленовской спирали: всё начинается и сводится к судьбе Ханны, которую играет сама Фэрроу. Дайан Уист и Майкл Кейн в тот год получили по статуэтке за роли второго плана.

режиссер: Вуди Аллен

в ролях: Миа Фэрроу, Барбара Херши, Дайан Уист, Майкл Кейн, Вуди Аллен, Кэрри Фишер, Морин О’Салливан, Ллойд Нолан,Макс фон Сюдов, Дэниел Стерн

«Апокалипсис сегодня»

Apocalypse Now, 1979

«Апокалипсис сегодня», как и многие великие фильмы, дался своим создателям нелегко: затянувшиеся съемки грозили им чуть ли не помешательством и разорением. Коппола взялся за осовремененную экранизацию повести Джозефа Конрада с эпическим размахом— съемки массовки и батальных сцен обошлись в немыслимые для 70-х 30 с лишним миллионов долларов. Главный герой, капитан спецназа Уиллард, отправляется в камбоджийские джунгли, чтобы устранить полусумасшедшего полковника, по дороге проходит девять кругов ада, размышляет о природе добра и зла и в конце концов встает перед никогда не потеряющим актуальность вопросом: как власть меняет человека. «Апокалипсис» покорил кинокритиков и получил восемь номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая роль второго плана». Увы, фильм взял лишь две статуэтки: за операторскую работу и звук, — что не помешало ему стать регулярным фигурантом списков вроде «Главные фильмы всех времен».

режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

в ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоренс Фишбёрн, Роберт Дювалл, Деннис Хоппер, Харрисон Форд, Скотт Гленн, Альберт Холл

«Афера» (1973)

Исторически сложилось, что расположившуюся между двумя «Крестными отцами» в списке обладателей главного «Оскара» «Аферу» никто не воcпринимает всерьез. Мол, Джордж Рой Хилл выпустил сугубо развлекательное кино для широкой аудитории, которое к тому же кажется лишним в списке победителей того времени. Напомним, что в конце 60-ых Голливуд пережил пришествие молодых и голодных режиссеров (Скорсезе, Коппола, Лукас, Спилберг, Фридкин), которые принесли с собой эстетику европейского кино. И среди предельно жесткого, почти документального игрового кино «Афера» действительно смотрится белой вороной. Но в этой простоте и кажущейся легковесности и кроется обаяние «Аферы». Авантюрное кино про хорошеньких мошенников существовало, конечно, и до фильма Хилла, но именно он популяризировал жанр настолько, что даже чопорные академики не смогли проигнорировать эту картину. «Афера» получила в итоге 7 золотых статуэток.

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Красные башмачки»

The Red Shoes, 1948

Величие Пауэлла и Прессбургера — столпов британского кино и основателей студии The Archers — можно проиллюстрировать как минимум тем, что сейчас про них пишутся толстенные тома даже на русском. Они были одними из немногих, кто не следовал идеям британского реализма, поэтому на родине их в какой-то момент забыли, но впоследствии они сильно повлияли на поколение голливудских новаторов вроде Скорсезе, Копполы и Де Пальмы. Их главный шедевр, экспрессионистские «Красные башмачки» про мир дягилевского балета, с грандиозным успехом прошли в американских кинотеатрах, но оказались слишком сложным, нелинейным и эксцентричным фильмом для «Оскара». Так что академики предпочли отдать награду куда более понятному сюжету — «Гамлету» с Лоуренсом Оливье в главной роли.

режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

в ролях: Мариус Горинг, Джин Шорт, Гордон Литтманн, Джулия Лэнг, Билл Шайн, Леонид Мясин, Антон Вальбрук, Остин Тревор, Эсмонд Найт, Эрик Берри 

«Чайковский»1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

2016: скандал #OscarsSoWhite

В 2016 году на «Оскар» было номинировано 20 белых актеров и актрис, и темнокожий ведущий Крис Рок не удержался и использовал свое положение, чтобы донести до широкой аудитории свои мысли: «Я здесь на церемонии вручения премии «Оскар», известной также как «Выбор белых людей». Он указал на расизм в киноиндустрии в целом и в истории кинопремии в частности, отметив, что за 88-летнюю историю премии случаи, когда темнокожие попадали в число номинантов в главных категориях, можно пересчитать по пальцам. Выступление породило движение #OscarsSoWhite в соцсетях и заставило Киноакадемию пересмотреть правила для фильмов-номинантов.

«Гражданин Кейн»

Citizen Kane, 1941

Фильм, который чаще всего просто называют величайшим кино всех времен, «Гражданин Кейн» собрал на 14-й премии целых 9 номинаций, и «Лучший фильм» в том числе. Несмотря на то, что в его победе не сомневался практически никто, автору картины Орсону Уэллсу на той премии катастрофически не повезло. Его режиссерский дебют взял только статуэтку за лучший сценарий, к которому, по слухам, Уэллс после Хермана Манкевича и строчки не приписал. На него ополчились все сразу: по одной из версий против режиссера голосовали статисты, по другой — он банально навлек на себя гнев Уильяма Херста,  с которого отчасти был списан медиамагнат Кейн. Херст, кстати, от обиды вовсе запретил писать в своих газетах о Уэллсе. Лучшим фильмом в 1941 году в итоге был признан куда менее скандальный «Как зелена была моя долина».

режиссер: Орсон Уэллс

в ролях: Орсон Уэллс, Джозеф Коттен, Дороти Коминьоре, Агнес Мурхед, Рут Уоррик, Рэй Коллинз, Эрскин Сэнфорд, Эверет Слоун, Уильям Олленд, Пол Стюарт

2017: путаница с конвертами

Награда за лучший фильм традиционно вручается в самом конце церемонии. В тот вечер имя победителя этой категории объявляли Фэй Данауэй и Уоррен Битти. Битти открыл конверт, в замешательстве посмотрел на содержимое и передал его Данауэй, а та объявила лучшим фильмом «Ла-Ла Ленд». Когда актерский состав мюзикла уже поднялся на сцену и начал произносить речи, появились Брайан Каллинан и Марта Руиз — представители компании PricewaterhouseCoopers, которая занимается подсчетом голосов и отвечает за подготовку конвертов для ведущих церемонии, и прервали выступление, после чего продюсер «Ла-Ла Ленда» Фред Бергер закончил речь словами «Мы, кстати, проиграли». Оказывается, произошла ошибка и победителем в номинации «Лучший фильм» был «Лунный свет». Путаница с конвертами (причины называют самые разные, но единого мнения на этот счет нет) получила название Envelopegate и стала, пожалуй, одним из главных скандалов за всю историю «Оскара».

«Братья Карамазовы»1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

«Серьезный человек»

A Serious Man, 2009

Братьев Коэн номинировали не раз — при этом такое ощущение, что свои долгожданные «Оскары» в итоге они получили не столько за удачную картину («Старикам здесь не место»), сколько за прежние заслуги. Извиняться академии здесь есть за что: и «Фарго», и «Серьезный человек» были номинированы на «Лучший фильм», однако черные комедии, очевидно, оставались слишком смелым выбором для премии. На этот раз братья, в компании с масштабным «Аватаром», «Районом №9», «Бесславными ублюдками» и «Сокровищем» проиграли сдержанной и крепкой военной драме «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Что бы там ни думали академики, Коэны сняли чуть ли не самый свой исчерпывающий фильм о вере, религии и смысле жизни, заодно ответив на вопрос, есть ли хоть что-то святое для юмора.

режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

в ролях: Майкл Стулбарг, Сари Ленник, Аарон Вульф, Джессика МакМанус, Ричард Кайнд, Фред Меламед, Саймон Хелберг, Эми Ландекер, Джордж Уайнер, Алан Манделл

«Инопланетянин»

E.T. the Extra-Terrestrial, 1982

Самое доброе кино на свете было заслуженно номинировано на 9 «Оскаров» — как «Лучший фильм» в том числе. На 55-й церемонии тем не менее главную награду вручили Ричарду Аттенборо за его байопик Ганди. Режиссер фильма-победителя не скрывал своего удивления: во время речи он сразу сказал, что награду сам с удовольствием отдал бы ленте Спилберга — как куда более эмоциональной и трогательной — и что самому ему о таком мастерстве можно только мечтать. Никакой «Оскар», однако, не может подменить настоящей магии кино, а ее в фильме про дружбу мальчика и инопланетянина, который хочет домой, предостаточно. Кадр из фильма, где они вдвоем летят на велосипеде на фоне луны, даже стал символом кинокомпании режиссера.

режиссер: Стивен Спилберг

в ролях: Генри Томас, Дрю Бэрримор,Ди Уоллес-Стоун, Питер Койот, Роберт МакНотон, К. Ч. Мартел, Шон Фрай, Си Томас Хауэлл, Эрика Элениак, Дэвид М. О’Делл

«Потерянный уикенд» (1945)

Фильмы эпохи «Золотого Голливуда» часто (и заслуженно) ругают в излишней академичности и неестественности. Все эти картонные студийные декорации, театральная манера игры и неестественные цвета наводят на сегодняшнего зрителя зевоту. Одной из причин рафинированности классических голливудских фильмов можно считать Кодекс Хейса — свод цензурных правил, который действовал в американском кино более 30 лет, начиная с 1930 года. «Потерянный уикенд» Билли Уайлдер — один из немногих голливудских фильмов, в котором многие цензурные ограничения, как бы это помягче сказать, вообще не соблюдались. Это жесткая, очень натуралистичная картина об алкоголизме — одной из табуированных тем в классическом Голливуде. «Потерянный уикенд» — рассказ о двух днях из жизни писателя-алкоголика Дона Бирнема, который не может прожить без бутылки. Как и «Это случилось однажды ночью», фильм Билли Уайлдера способен покорить в том числе и современную публику. Без оговорок, это один из самых любимых моих фильмов не только в этой десятке, но и вообще.

«Квартира» (1960)

https://youtube.com/watch?v=B4OXm9-E8OQ

Второй фильм великого режиссера Билли Уайлдера в моем списке — на сей раз легкая романтическая комедия. Си Си Бакстер — мямля-клерк, которого очень любит начальство. Причина проста: Бакстер позволяет боссам развлекаться с любовницами на собственной квартире, вежливо отсутствуя в это время. Однажды герой на работе знакомится с новой лифтершей и сразу в нее влюбляется. Разумеется, спустя какое-то время мы все понимаем, что она — любовница одного из его начальников и тоже нередко бывает у него в гостях. Уайлдер, снимавший всю свою карьеру самое разное кино — от нуара («Двойная рокировка») до легких комедий («В джазе только девушки») — в начале 60-ых сделал свой последний великий фильм. За окном дул ветер перемен — совсем скоро в Голливуд пожалует реалистичное, минималистическое кино в духе французской «новой волны», в котором классику, увы, места не найдется.

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

«12»2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

«Звездные войны: Эпизод 4 –Новая надежда»

Star Wars Episode IV: A New Hope, 1977

На юбилейном, 50-м «Оскаре», четвертый по названию (и первый по счету) фильм легендарной саги состязался за главную награду с «Энни Холл» и остался, конечно же, с носом — иначе его не было бы в этом списке. Положа руку на сердце, «Новая надежда»  — самая инфантильная из всех «Звездных войн», и с приходом новых сценаристов во второй и третьей частях трилогия заметно поумнела. Тем не менее первый фильм стал знаковым и положил начало новой эпохе кинофантастики, став своего рода «Аватаром» конца 70-х — что явно заслуживало не только технических и костюмных наград. Наряды в фильме, конечно, отличные, однако жаль, что академия не разглядела за ними ни персонажей, ни главной сказочной истории двадцатого века.

режиссер: Джордж Лукас

в ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кушинг, Алек Гиннесс, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер, Питер Мейхью, Дэвид Праус, Фил Браун

Человек дождя

Режиссер: Барри Левинсон

Сценаристы: Барри Левинсон и Дональд Басс

В ролях: Дастин Хоффман, Том Круз и Валерия Голино

Оскар: лучший фильм, режиссер, оригинальный сценарий и актер второго плана (Хоффман)

«Человек дождя» был фильмом, который должен был наконец принестиТому Крузупремию «Оскар», но в итоге он даже не был номинирован. Сам фильм имел успех – он, в частности, получил награду за лучший фильм, роль режиссера и лучшую мужскую роль второго плана заДастина Хоффмана.– но, оглядываясь назад, хотя роль Хоффмана более показательна, то, что делает здесь Круз, дико впечатляет. В фильме уникальным образом рассматривается эгоизм яппи 80-х, поскольку Круз играет авторитетного и жестокого младшего брата, который обнаруживает, что его отчужденный отец умер и оставил все своему старшему, умственно отсталому брату (Хоффману). Персонаж Круза вырывает Хоффмана из медицинского учреждения и начинает использовать его, чтобы заработать деньги, но на протяжении всей их насыщенной событиями поездки он начинает любить своего брата и заботиться о нем. Безусловно, это дорожный фильм, но он основан на сложной истории, посвященной сложным эмоциям.

«Утомленные солнцем»1994, лауреат

https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

«Выпускник»

The Graduate, 1967

В списке 100 величайших фильмов всех времен, опубликованном Американским институтом киноискусства, «Выпускник» Майка Николса стоит на 17-м месте, уступая таким шедеврам, как «Гражданин Кейн», «Крестный отец» или «Касабланка» — в общем, заслуженно находится в отличной компании. Эта драмеди запустила карьеру Дастина Хоффмана, идеально сыгравшего мальчика из хорошей семьи, который вот-вот должен стать мужчиной со всеми отягчающими обстоятельствами, но понятия не имеет, зачем ему это нужно и что с этим делать. Как и все великие фильмы, «Выпускник» до сих пор смотрится на одном дыхании — ровно в такой же безыдейности недавно обвиняли поколение хипстеров (не говоря уже о том, что «Выпускнику» подмигивают даже «Пятьдесят оттенков серого» с их миссис Робинсон). Справедливости ради надо признать, что Николс взял за него режиссерский «Оскар». Немного утешает и тот факт, что в 1968-м в компании лузеров категории «Лучший фильм» оказался не только «Выпускник», но и еще два великих поколенческих фильма: «Бонни и Клайд» и «Угадай, кто придет к обеду».

режиссер: Майк Николс

в ролях: Дастин Хоффман, Кэтрин Росс, Энн Бэнкрофт, Уильям Дэниелс, Мюррэй Хэмилтон, Элизабет Уилсон, Бак Генри, Брайан Эйври, Уолтер Брук, Норман Фелл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector